В Варваровку пришла вода
В Николаеве реализован масштабный инфраструктурный проект, который обеспечит питьевой водой микрорайон Варваровка. В дальнейшем, к централизованному водоснабжению будут подключены микрорайоны Большая Корениха и Малая Корениха.
О строительстве такого водопровода и дюкерного перехода разговоры велись не один десяток лет. Однако осуществить задуманное смогли только в этом году.
5 ноября 2020 стало знаменательной датой для Николаева - в Варваровку пришла вода.
Торжественное включение фонтана, которое показало появление централизованного водоснабжения в этом микрорайоне города, состоялось при участии городского головы Николаева Александра Сенкевича, директора КП «Николаевводоканал» Бориса Дуденко, руководителя Компании «ВиК» Александра Жака, рабочих, участвовавших в реализации этого проекту и местных жителей.
Руководитель Компании «ВиК» Александр Жак.
«Сегодня мы стали свидетелями исторического события. Это пуск воды в Варваровки, - сказал Александр Сенкевич. - Вскоре этот водопровод обеспечит качественной и безопасной питьевой водой почти 20 000 жителей нашего города.
Мэр Николаева Александр Сенкевич открывает водоснабжения Варваровки.
Следующие наши планы связаны со строительством в Варваровке очистных сооружений и канализационных сетей. Мы уже готовимся начать подключение частных домов к водопроводной сети ».
В течение 2020 за средства городского и государственного бюджетов и при поддержке Минрегиона и Государственного фонда регионального развития в Николаеве удалось реализовать инвестиционный проект по прокладке дюкера через р. Южный Буг и строительства магистральной кольцевой сети водоснабжения микрорайона
Варваровка производительностью 5,6 тыс. Кубометров воды в сутки.
Строительство дюкера через Южный Буг
Первый проект по водоснабжению микрорайонов Варваровка, Большая Корениха и Малая Корениха был подготовлен в 2009 году. Но стоимость его реализации в то время составляла более 25 млн. Долларов, которых, конечно, в городском бюджете не было.
Поэтому предприятие ООО «ВиК Проект» решило предложить альтернативное решение: современное, надежное и технологичное. Специалисты проанализировали документацию, нашли ошибки и предложили собственную концепцию и новые проектные решения. Стоимость строительства системы водоснабжения Варваривки удалось снизить до 75 млн. Гривен, что в эквиваленте составляет примерно 3 млн. Долларов и в восемь раз дешевле предыдущего проект. Новое строительство предусматривало прокладки дюкерного перехода через акваторию реки Южный Буг и сооружения более 10 км магистральных сетей водоснабжения микрорайона Варваровка, которые прокладываются открытым способом.
К слову, значительную часть работ была выполнена в этом году и осенью прошлого года. В Варваровке проложили 7,5 км магистрального водопровода, установили полсотни колодцев. Работам по сооружению дюкера предшествовало прокладки водопровода от ул. Никольской вдоль ул. Большой Морской в камеру переключения на левом берегу реки, которую построили рядом с ПИВДЕННОБУЖСКИЙ мостом (неофициальное название - Варваровский мост). От этой «точки» трубопровод начал путь на правый берег Николаева.
Для прокладки дюкера Компания «ВиК» выбрала технологию горизонтального направленного бурения и отечественные соекструдовани трубы «Твинпласт» с защитной оболочкой PE 100 RC, диаметром 400 мм, SDR 17 (производитель ООО «Эльпласт-Львов»).
«Реализация проекта« Новое строительство дюкера через реку Южный Буг и магистральных сетей водоснабжения микрорайона Варваровка в г.. Николаеве »требовала смелых и технологически выверенных решений, - рассказывает руководитель Компании« ВиК »Александр Жак. - В этом проект сконцентрирован весь наш 15-летний опыт проектирования и строительства трубопроводных сетей ».
Рабочую и резервную нитки подводного перехода по 1480 м каждая, сварщики смонтировали на правом берегу, на площадке пляжа «Прибой». Готовясь к затягиванию, длинномерные участка трубопроводной сети выложили на воду, а на левом берегу рядом с ВАРВАРОВСКИЙ мостом 25 августа заработал мощный комплекс горизонтального направленного бурения Tulsa Rig Iron HDR-160, с тяговым усилием 80 тонн.
Бурение вело специализированное предприятие по прокладке подземных инженерных коммуникаций ЗАО «Транс Висмос».
Чтобы преодолеть водную преграду, пришлось выполнить бурение на глубине более 20 метров: толща воды на этом участке достигает почти 9 метров, затем 8 метров ила, а еще нужно было углубиться в твердую почву и «опуститься» ниже уровня дна на 1-1,5 метра.
Соекструдовани трубы РЕ 100 RC «Твинпласт» перед прокладкой дюкерного перехода.
Планировалось, что бурение скважины под рекой Южный Буг продлится месяц, но работать пришлось почти 3 месяца.
Работы начали по прокладке пилотной скважины. И уже на этом этапе начали возникать неожиданные ситуации. Тяжелые почвы и сложные условия прокладки неожиданно дополнили проблемы, вызвавшие многометровые отложения ила. Он «глушил» сигнал и усложнял позиционирования буровой головки. Прокладывать трассу в «слепых» зонах без локации было невозможно. Поэтому, чтобы всегда выдерживать траекторию и корректировать буровую головку, пришлось с лодки определять местоположение буровой головки с помощью системы локации DigiTrak. Оператор локационной системы постоянно контролировал новую позицию, глубину и «угол атаки» бурильной головки, сверял его местонахождение с запланированной траектории и, при необходимости, корректировал фактическую траекторию бурения.
Показательно, что во время бурения применялась экологически безопасна бентонитовая смесь (мелкодисперсная глина с различными добавками).
Директор ООО «ВиК Проект» Егор Бедаков считает, что применение ГНБ позволило минимизировать вмешательство в окружающую среду, ведь не пришлось размывать ил и проводить заглиб ления трубопровода в дно реки с последующим засыпанием.
Следующим этапом стало расширение 200 мм пилотной скважины с помощью буровых головок до 400 мм, а на завершающем этапе до 600 мм. Протягивания полиэтиленовой трубы с левого берега на правый происходило с тяговым усилием до 30 тонн.
Выполнение таких работ также требовало филигранного мастерства: учитывался тип почвы, необходимы усилия при расширении и прокладке трубопровода, его диаметр, тип буровой жидкости, возможности насосно-нагнетательной станции и т.п.
Завершающим этапом работ по прокладке дюкера стало подключение двух ветвей подводной части водопровода к городской сети водоснабжения.
Основные этапы бестраншейного строительства дюкерного перехода через Южный Буг.
Поэтому в Николаеве, рядом с единственным в Украине мостом с горизонтальной системой разведения, появился современный Варваровский дюкер. Среди отечественных дюкеров, которые проложены методом горизонтально направленного бурения, его считают одним из крупнейших и самых длинных. Но главное его преимущество более «земная»: благодаря этому проекту удалось создать объединенную систему хозяйственно-питьевого водоснабжения на левом и правом берегу города. Показательно, что при сооружении сетей были применены современные изделия отечественных предприятий, которые будут служить жителям Николаева более 50 лет: надежные и долговечные соекструдовани трубы с РЕ 100 RC (Компания «Эльпласт») и полиэтиленовые фасонные детали, демонтажные вставки производства ООО «Центр технологии ВиК».
Прокладывание инженерных сетей методом ГНБ
Бурение пилотной скважины
Пилотное бурение (первичное прохождение бурильной лопатки определенной траектории) состоит из следующих этапов: начало бурения, выполнение пилотной скважины, выход бурильной головки на поверхность земли в запланированной точке (приемном котловане).
Поэтапное расширение скважины
При пилотном бурении формируется скважина диаметром 75 - 225 мм (как правило, этого достаточно для прокладки коммуникаций малых диаметров). Для прокладки трубопроводных сетей больших диаметров выполняется расширение скважины с помощью протягивания РИМЕРА (расширителя) в обратном направлении.
Прокладывание трубопровода
Расширение скважины и заключения сети, в большинстве случаев, сочетается в одну операцию: по расширителем устанавливается шарнир-вертлюг, который предотвращает скручивание трубопровода.
Установка горизонтального направленного бурения Tulsa Rig Iron HDR-160.
Источник: Александр Курилюк, "Инженерные сети из полимерных материалов" Выпуск №42 2020г.