+38 096 60 43 000

Приемная

Точки зору учасників засідання «круглого столу» на тему «Реформування системи архітектурно-будівельного контролю в Україні»

КБУ

«Любое усовершенствование системы градостроительной деятельности должен быть прозрачным и понятным для всех без исключения участников строительного процесса», - Алексей Чернышев

29.03 марта состоялось заседание «круглого стола» на тему «Реформирование системы архитектурно-строительного контроля в Украине», организатором которого был Комитет госвласти, горцсамоуправления, регразвития и градостроительства совместно с Минрегион, Конфедерацией строителей Украины, ассоциациями органов местного самоуправления.

Заседание состояло из 4 панельных дискуссий:

презентация концепции реформирования системы архстройконтроля в Украине, разработанной Минрегионом;
презентация реформирования системы государственного архитектурно и надзора в Украине;
актуальные вопросы и полномочия органов местного самоуправления по вопросам осуществления архстройконтроля и надзора / анализ существующих коррупционных рисков в сфере градостроительной деятельности;
усиление ответственности за нарушения в сфере архитектурно-строительной деятельности.
Сегодня мы познакомим вас с первой дискуссионной панели круглого стола!

Министр развития общин и территорий Алексей Чернышев представил концепцию законопроекту по реформированию Даби в Украине.

«Мировой опыт показывает, что нет лучшего способа борьбы с коррупцией, чем создание конкурентной прозрачного рыночной среды, умная регуляция и автоматизация предоставления услуг в соответствующей сфере. Вместе с тем, этот проект Закона является первым этапом реформы. Следующий - внесение изменений в Уголовный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно усиления ответственности в сфере градостроительной деятельности », - отметил Алексей Чернышев.

Алексей Чернышев осветил ключевые принципы концепции реформирования:

Минимизация бумажного документооборота, расширение функциональных возможностей Единой государственной электронной системы в сфере строительства (ЕДЕСБ).
Пересмотрена система градостроительного контроля, разграничены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Государственный градостроительный надзор будет осуществляться Минрегионом по Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства, уполномоченными органами градостроительства и архитектуры, исполнительными органами, экспертными организациями, юридическими лицами и исполнителями отдельных видов работ, связанных с созданием объектов архитектуры.
Изменен принцип принятия в эксплуатацию объектов строительства, усиливается ответственность всех причастных к принятию в эксплуатацию человек что отражается в акте о приемке в эксплуатацию, расширенные возможности автоматического принятия.
При этом документы для принятия в эксплуатацию законченных строек могут подаваться по объектам СС1 в бумажном виде нотариусу или государственному регистратору, или в электронном виде через систему, объектов СС2, СС3 - через систему для автоматической регистрации при наличии подписанного цифровой подписью акта о принятия в эксплуатацию.

Елена Шуляк, заместитель Председателя комитета ВРУ по вопросам организации госвласти и градостроительства поддержала слова Алексея Чернышева и отметила: «Из открытых вопросов - осовременивание системы контроля за строительством и внедрение серьезной ответственности за нарушение. Часть контроля ляжет на плечи местного самоуправления, потому что на местах могут быстро реагировать на незаконное строительство».

Дмитрий Исаенко, вице-президент КСУ и Секретарь Комитета ВРУ по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства считает, что Закон можно поддержать, но нужно его дорабатывать: "Что касается допуска на рынок строительных организаций: к нам обращаются строительные компании с просьбой вернуть лицензирование, не понятно почему мы не слышим этих просьб ".

Он отметил, что экспертиза проектно документации на сегодня проводится экспертными организациями и соответствует критериям определенным Минрегионом.

"Сегодня 59 организаций могут проводить экспертизу, мы в Законе этот вопрос убираем", - сказал Исаенко Дмитрий.

Он отметил, что сейчас нет необходимости в усложнении требований к геодезической съемки, а также добавил, что терминология законопроекту нуждается в доработке.

Народный депутат Украины Александр Аликсийчук предложил свои коррективы в законопроекту: "В данную структуру законопроекту я бы хотел донести, если бы мы в структуры ЦНАП включили бы систему государственной регистрации права на выполнение подготовительных строительных работ для объектов класса последствий СС1. Это часть как раз тех разрешительных документов, представляемых сообщением и, я думаю для диам не нужно погружать маленькие строительства, разрешения и регистрация которых должны решаться на местах. Что касается объектов класса последствий СС2, СС3, по моему мнению, важно, чтобы объекты, где государство является заказчиком или доля государства в финансировании составляет более 50% независимо от класса последствий, оно отходило в подчинение именно ДИАМу ".

Он отметил, что важно кроме полномочий, распределяются между государственной инспекцией архитектуры и градостроительства, органами местного самоуправления, юридическими лицами учесть тот аспект, что должны быть учтены предохранители против злоупотреблений своими полномочиями на местах.

Петр Степанович Шилюк, вице-президент КСУ и Президент Строительная Палата Украины отметил, что до тех пор, пока не принято решение, пока нет нового закона- нужно дать возможность строительный области работать.

"Есть большая просьба- обратить внимание, предоставить возможность ввода объектов в эксплуатацию, получение разрешений, пока не будет нового принятого Закона. Будет новый Закон - будем выполнять, но нужно предоставить строителям возможность работать, потому что есть законченные объекты строительства, а люди незаселенные ", - сказал Шилюк Петр.

Он отметил, что есть предложение отдать полномочия и возложить ответственность на местные власти.

"У нас и другое мнение являются: строителей обязать совместно с местными властями работать на участках территорий общины, мало того по окончании строительства обязать строителей изменениями в закон 2-3% при совместной работе местной власти и строителей отдать на развитие территорий, данная идея далеко неплохая . ", - рассказал он.

Елена Шуляк предоставила слово Giorgi Tskhakaia, эксперту Офис простых решений и результатов: "В первую очередь нужно отметить, что данная концепция состоит из идеологически той части, которая была представлена ​​на Национальном совете реформ, которая была поддержана Президентом, Премьер-министром, председателем ВРУ и всеми участниками Нацсовета реформ. Мы очень сильно надеемся, что очень скоро те изменения, которые будут хорошо отсеиваться по бизнесом, так и всеми участниками строительной отрасли- упростят процедуры таким способом, который не допустит возможность коррупции: будут третьи лица, как при регистрации- это нотариусы, так и третьи авторизованные юридические лица, которые берут на себя ответственность за весь цикл строительства, в том числе принятие в эксплуатацию. В частности, упрощается очень много процедур позволяющие уменьшить вероятность самой коррупции ".

Президент КСУ Лев Парцхаладзе отметил: «Сегодня государство не может регулировать работу системы архстройконтроля. В законопроекте Минрегиона по реформе ДАБИ прописано решение — это появление новых частных структур, по примеру БТИ и частных нотариусов, которые могут принять на себя такую ​​функцию. Это даст здоровую конкуренцию на рынке и отсутствие коррупции».

Коротко о о ключевых маркеры от Президента КСУ:

Если в 2019 году ввели в эксплуатацию 11 млн. М2 жилья, то в 2020 введения уменьшилось практически в два раза - около 6 млн. М2. Только Киев в прошлом году ввел в эксплуатацию в 4 раза меньше м2, чем в 2019.
Фактически вышеупомянутые цифры подтверждают то, что около 150 млрд. Грн в строительной отрасли- заморожены, а около 100 тыс. Семей - не смогли получить свое жилье.
Сегодня государство не может регулировать работу системы архстройконтроля. В законопроекты Минрегиона по реформе ДАБИ прописано решение - это появление новых частных структур, которые могут принять на себя эту функцию. Когда эти структуры заработают, Украина получит разумную дерегуляции и криминализации нарушений, то есть все участники рынка на каждом этапе будут нести финансовую и уголовную ответственность.
«Хочу подчеркнуть, что в дальнейших обсуждениях этого законопроекта нужно учесть важный фактор лицензирования строительной отрасли или допуск к строительного рынка», - отметил Лев Парцхаладзе.

Он отметил, что до тех пор, пока мы не придем к Европейскому уровня сознания и повышению культуры рынке, ближайшие 5-10 лет лицензирования должно происходить через саморегулируемые организации (СРО).

Президент КСУ добавил, что Конфедерация строителей Украины глобально поддерживает такой проект Закона и готова давать свои предложения к депутатской рабочей группы по данному вопросу.